КУКЛЫ ВЕЛИКИХ КНЯЖОН
О царской семье написано немало мемуаров, но игрушки великих княжон не слишком интересовали их взрослых современников, поэтому ярких воспоминаний об этой немаловажной стороне их детского быта практически нет. Дети же, которым позволялось играть с цесаревнами, были более внимательны, однако и в их мемуарах эти радостные моменты детства вытеснены более важными на их взгляд рассуждениями о повседневной жизни и политике.
Дочери Николая Второго имели большую коллекцию кукол из Англии, Франции, Германии и России.
"Наиболее эффектными у великих княжон были фарфоровые куклы немецкого производства с густыми локонами из натуральных волос и закрываюимися глазами. Одетые в фирменные шелковые или батистовые платья, которые отчасти напоминали наряды свох маленьких хозяек, в соломенных шляпках или капорах, украшенных атласными лентами и кружевными оборками, куклы одновременно могли быть героинями игр и украшением комнаты. Не случайно долгое время, начиная с XVIII века привозные фарфоровые куклы считались не столько забавой, сколько предметом роскоши. В конце XIX - начале XX века французская или немецкая кукла даже в царской семье, привыкшей к скромности в каждодневном быту, считалась дорогостоящим подарком, достойным особого внимания и бережливости."
("Детство в царском доме. ОТМА и Алексей" Каталог выставки ГИМ 29.12.2000 - 31.03.2001. Изд-во журнала "Пинакотека" 2000.. Совсем крошечными, все девочки-цесаревны были приучены матерью держать в руках иглу или пяльцы для вышивания, спицы для вязания, мастерить крохотные одежды для кукол. Александра Федоровна считала, что даже маленькие девочки должны быть чем-то заняты, и занималась с ними шитьем костюмов для кукол, уделяя особое внимание национальным костюмам народов Российской империи. Из воспоминаний семилетней Великой княжны Марии Романовой, внучки императора Александра II и двоюродной сестры Николая II (1897 год):
"Мы с Дмитрием младший брат Мариичасами рассматривали игрушки наших юных кузин; они не могли наскучить - такими были прекрасными. Особенно восхитительным мне казался подарок президента Франции, который он предподнес Ольге в 1896 году Ольге исполнился год, когда она с родителями впервые поехала в эту страну. В футляре из мягкой кожи находилась кукла с полным приданым: платьями, бельем, шляпками, туфлями, полным набором для туалетного столика - все было сделано удивительно искуссно, как настоящее"
(Мария Романова "Воспоминания великой княжны. Страницы жизни кузины Николая II. 1890 - 1918" Москва, Центрполиграф, 2007) Татьяна"из тихих домашних развлечений предпочитала рисование, книжки с картинками, путанное детское вышивание - вязание и «кукольный дом». Она колола крохотные пальчики спицами, но только хмурилась, не плакала.
На кукол же – фарфоровых, румянощеких красавиц в кружевных пелеринах и шелковых пышных платьях, малышка больше смотрела с восторгом, чем играла – так красивы они были! Перед зеркальным шкафом, где куклы в ряд сидели на полке, маленькая девочка могла стоять часами, замерев от восхищения. Когда мать доставала для нее куклу и начинала осторожно показывать, как можно расчесывать ее волосы или сменить шляпку, подвижная озорница смотрела на нее с невольным испугом: вдруг хрупкое «фарфоровое дитя» выскользнет из взрослых рук и разобьется?! Но не кричала, а лишь пугливо прикасалась пальцами к материнским рукам, держащим сокровище.
Продолжая улыбаться, МамА начинала хлопотать вокруг кукольного чайного стола, ее ловкие руки в пене бледно – сиреневых, белых или кремовых кружев колдовали над крохотной, «детской» копией мейсенского фарфорового сервиза: чашками, сахарницей, молочником, крохотными, в полпальчика величиной, ложками, ведь кукол – барышень надо было непременно напоить чаем: они так проголодались, сидя в строгом, скучно-парадном шкафу! МамА терпеливо доставала с полок почти всех кукол, обтряхивала их, поправляла слегка смятые шляпки и платья – роброны, и вскоре все они, фарфоровые дети, веселой и яркой компанией восседали за изысканно накрытым столом, где в крошечных чашках плескался малиновый сироп, а на резных тарелочках – лежали горками крошки ароматного печенья. На звон посуды и шум веселых разговоров прибегала старшая сестренка Ольга и, проворно сдернув с головы ленту, державшую шелковистые волосы, и всплеснув от восторга пухлыми ручками, тотчас принималась помогать матери и Танюше устраивать веселый кукольный праздник. Места на нем хватало не всем, потому как Ольга считала, что нужно пригласить и других кукол: веселого барабанщика – зайца и неуклюжего бурого медвежонка, который был ростом с саму Ольгу, и оловянного солдата – генерала и живого гостя - рыжего пушистого и очень важного дворцового кота с алой ленточкой на шее. Против кота всегда высказывалась МамА, но он часто являлся незваным гостем, и пока крохи–хозяюшки размышляли куда его усадить, выбирал место сам – иногда прямо посреди стола, нахально слизывая с тарелок кукольное угощение. Сестры и мамА ахали и охали, но прогнать озорника с места не решались: еще посуду побьет и кукол испугает!"
(источник: http://www.peoples.ru/family/children/t_romanova/)
Детская половина любимого Царской семьей Александровского дворца (Царское село) довольно долго сохраняла свою обстановку в неприкосновенности, как все было еще при своих маленьких хозяевах. После революции часть интерьеров, в т.ч. «Детская половина», «Комната младших княжон» и «Комната наследника», были открыты как постоянная экспозиция для посещения.
А в 1931 году началась борьба со всем царским, не вписывавшимся в советскую жизнь, и экспозиция была закрыта. С экспонатами поступили варварски - их просто раздали в детские дома и приюты, где их следы потерялись окончательно.
В 1918 году в Москве на Пречистенке был образован первый в стране Музей игрушки; в 1932 году он был переведен в Загорск (ныне Сергиев-Посад). Его работникам удалось спасти что-то из царских игрушек, но у музея не было тогда своего помещения для хранения, и игрушки хранились в запасниках Загорского НИИ игрушки и в музее-заповеднике на территории лавры. Большинство предметов из царской "игрушечной" коллекции пылилось и разрушалась на полках, а в экспозиции музея эти предметы были представлены по идеологическим соображениям анонимно, без всякого указания, что это вещи особенные: «Куклы XIX века».
В 1995 году более 200 предметов из этой коллекции поступила в ГНИИ реставрации, где экспонатам музея была подарена вторая жизнь.
#кукла #фарфоровая_кукла #княжна #царская #винтаж #дети #игрушка #Александра_Федоровна #костюм #национальный_костюм #Российская_империя #Александр2 #имеператор #воспоминания #развлечения #кукольный_дом #сокровище #барышня #праздник #царское_село #музей_игрушки #музей #старинная_кукла #антиквариат #дорого #коллекция #лялька #iграшка #doll #russia